Как подготовить особенного ребенка к школе? Пять полезных советов
Школа особенного волшебстваПервое сентября – важный день для каждого ребенка. Особенно, если он идет в школу в первый класс. Особенно, если этот ребенок с ограниченными возможностями здоровья.
Подготовка ребенка с инвалидностью к школе – это важный и ответственный процесс, требующий внимательного подхода и участия как родителей, так и педагогов. Какие шаги нужно предпринять? Об этом мы поговорили с преподавателями нашей "Школы особенного волшебства".
Готовьтесь заранее. До начала занятий важно сформировать учебное поведение: привычку работать за столом, выполнять просьбы педагога. Сделать это можно как в небольших группах в детском саду, так и дома.
Поиграйте с ним в школу, объясните правила. Разыграйте ситуации, которые могут возникнуть в школе: как попроситься в туалет, как познакомиться с кем-то из класса, взимодействовать с соседом по парте и прочее.
Можно попробовать договорится с директором или классным руководителем и привести в школу заранее, когда большинство детей на каникулах, чтобы познакомить малыша с местом обучения, с его классом. Затем устройте экскурсию, когда другие дети будут в школе, чтобы он видел, что его ждет.
Обсудите, нужен ли вам тьютор. Цель тьютора — успешно включить ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательной школы. Но важно. чтобы он не выполнял задания за ребенка, иначе теряется основная цель – обучение самостоятельному выполнению заданий. Тьютор должен присматривать за ребенком и помогать только в случае необходимости.
Посмотрите, насколько ребенок готов. Торопиться здесь не нужно. Если есть необходимость, то отложите поступление ребенка в школу на год.
Регулярность важнее интенсивности. Лучше заниматься каждый день по полчаса, чем раз в неделю просидеть за книжками целый день. Важно выработать привычку учиться, а она формируется в первом случае, а не во втором.
Не забывайте, что это ребенок. Во время учебы можно и нужно использовать игровые форматы – создавайте сюжет, играйте в школу не только с ребенком, пусть его соседом по парте будет любимая игрушка. Нельзя посадить ребенка и попросить написать одну цифру много раз без дополнительной мотивации или сюжета.
Не торопитесь сами. Если вы не получаете удовольствие от занятий с ребенком, срываетесь на него, то ребенок будет нервничать, тревожиться. Усвоить в таком виде информацию довольно сложно. Поэтому когда взрослый спокоен, объясняет материал с улыбкой, то и ребенок заряжается именно таким настроем, а информация усваивается лучше.
Помните главное: важно быть готовым к трудностям. Процесс обучения потребует терпения, настойчивости и понимания.